О том, что скрыто в одной
из самых трагических картин ван Гога
Картина «Прогулка заключенных. Февраль» была написана Ван Гогом в то время, когда он находился на лечении в психиатрической клинике в Сен-Реми. В моменты ремиссии у него получалось работать. Основой для его «Прогулки заключенных» стала случайно попавшаяся Ван Гогу гравюра лондонского художника Гюстава Доре, на которой изображены тюремщики, идущие друг за другом по кругу. Этот мотив сразу же нашел отклик в настроении мастера: в Сен-Реми он чувствовал себя, словно пожизненно осужденный, которому придется коротать свои дни в больнице до самой смерти. В то время психиатрические лечебницы не столько являлись медицинскими учреждениями, сколько работали наподобие изоляторов или тюрем — туда отправляли людей, от которых общество отказывалось, нередко такие клиники были единственным пристанищем для подкидышей и бездомных. Рассуждения о тюремном заключении как феномене культуры способны указать на важные общественные реалии, в которых складывалась та или иная пенитенциарные системы. В рамках дискуссии мы обсудим, как тюрьма и тюремные отношения отражают трансформации в общественном сознании и исторической памяти и влияют на уязвимые группы внутри социума.